Блог
Интервью доктора Исманкулова газете Автогид: об автомобилях и не только
Накануне Дня Медицинского работника профессор Исманкулов дал интервью популярному авто еженедельнику.
В предстоящее воскресенье в нашей стране был традиционно отмече «День медицинского работника». Сегодня мы попросили ответить на наши вопросы одного из самых успешных и уважаемых практиков медицины Центральной Азии – академика российской академии медико-технических наук (РАМТН), доктора медицинских наук, профессора Алмазбека Осмоналиевича Исманкулова.
Профессор Исманкулов – бренд №1 в медицине Кыргызстана
Алмазбек Осмоналиевич, позвольте, прежде всего, поздравить Вас и в Вашем лице всех медиков страны с профессиональным праздником!
Спасибо. На самом деле, медики сегодня очень нуждаются во внимании со стороны общества. Профессия медицинского работника должна быть престижной. Иначе мы не сможем агитировать лучших выпускников школ становиться медиками, и тогда через 10-15 лет будет трудно рассчитывать на высокий профессионализм нашей отечественной медицины.
Мы знаем Вас как очень активного пропагандиста медицины. Пожалуй, Вы один на страницах газет и с экранов телевизоров выступаете чаще, чем все наши медики вместе взятые.
Каждый день медицина делает новые технологические шаги. То, что ещё вчера было неизлечимо, сегодня лечится легко. Пациенты должны знать об этом. Долг каждого медицинского работника делиться знаниями с коллегами и нести эти знания в массы. Так написано в Клятве Гиппократа.
Тем не менее, наша автомобильная газета хотела бы услышать о Вашем автомобильном опыте.
С тех пор, как мне довелось пару лет поработать в глазном институте Оксфордского университета, я стал следить за британской прессой. Она очень консервативна, но и очень объективна. Так вот, не так давно одна британская газета опубликовала очень интересный статистический отчёт. Оказывается, люди с трудом могут вспомнить свой первый поцелуй или даже первую любовь, но сразу и очень точно называют марку своей первой машины (смеётся).
Первая машина - белая «Волга». «М-21».
А Вы свою первую машину помните?
Это была любовь с первого взгляда. Белая «Волга». «М-21». Танк на колёсном ходу. Папе удалось в 1983 году купить старую списанную машину выпуска 1956 года. Это была отличная машина, её можно было узнать даже просто по звуку. Когда я въезжал во двор, всем соседям казалось, что трактор волочит по земле кучу металлолома (смеётся). Все свои студенческие годы я ездил на этой машине и через 3 года узнал, что у неё нет запасного колеса (смеётся). Один опытный водитель, открыв капот моей машины, сказал, что видит по крайней мере 8 причин, почему эта машина не должна ездить. Но она, не смотря ни на что, ездила. Однажды в дороге даже вместо тормозной жидкости, кагор налили, и машина отлично тормозила.
Судя по Вашей реакции, эта машина Вам очень нравилась…
Я был очень молод, счастлив и горд.
Что Вам нравилось в этой машине больше всего?
Огромный салон, потрясающая выносливость. С тех пор, я люблю большие машины с выраженной выносливостью. Очень люблю эпизоды из фильмов, где режиссёры снимали 21-ую «Волгу»: Побег Иннокентия Смактуновского от Георгия Жженова в картине «Берегись автомобиля» и проезд 21-ой «Волги» на полном ходу под длинномером-грузовиком.
Тогда ведь компьютерной графики ещё не было, всё снимали натурально. Незабываемый Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука». Помните знаменитую фразу: «Такси на Зубровку заказывали?». Или фантастический переезд через забор в фильме Эльдара Рязанова «Старика разбойники». Это была знаковая машина. По сей день в Москве есть клуб любителей 21-ой «Волги», который лаконично называется «21». Ребята с любовью восстанавливают раритетные машины, сохраняя особенности каждого выпуска этой модели.
В чём проявлялась её выносливость?
Подумайте сами, эта машина с механической 3-х ступенчатой коробкой передач могла спокойно тронуться с места на самой высокой передаче. Я не один раз выигрывал спор у сокурсников. Как коробка автомат… ставлю сразу на 3-ю передачу и медленно стартую. Ни одна машина на это не способна. В целом, это был очень удачный сбалансированный агрегат. Мощная ходовая. Оцинкованный кузов. Запоминаемый внешний дизайн.
Где эта машина сейчас?
Когда я заболел мечтой попасть на работу в знаменитую московскую глазную клинику Святослава Фёдорова, мне пришлось перед отъездом продать машину.
А сейчас стали бы Вы ездить на такой машине?
У каждого времени свои особенности. Давайте проведём аналогию с сотовой связью или медициной. То, что ещё вчера казалось современным, сегодня уже можно смело сдать в музей. Сотовые телефоны 5-летней давности уже невозможно ни продать, ни подарить. Технологии в медицине развиваются ещё быстрее. Подобно 21-ой «Волге» старые медицинские технологии остаются только в воспоминаниях. Надо двигаться вперёд.
Автомобильные курьёзные случаи
Профессор, а случались ли у Вас автомобильные курьёзные случаи?
Для того, чтобы попасть к Фёдорову мне пришлось сначала работать окулистом в ЦРБ города Гагарина. Это родина первого космонавта планеты. Там я купил себе старенький «Москвич-412». На запчасти денег не было, но были друзья, которые работали на местном танковом заводе. Эта машина постепенно полностью была переделана. Шаровые опоры с грузовика «ЗИЛ-130» перетачивались на «Москвич» и делали его неубиваемым (смеётся). Кстати, те же ребята сделали мне прекрасную штангу для операционного микроскопа.
Только спустя годы я понял, что это была только потом штанга, а сначала дуло танка (смеётся). Как они его с военного завода стащили - до сих пор не представляю…
Чем Вы рассчитывались за их помощь?
Ну, во-первых, это же друзья, а во-вторых, что всегда есть в избытке у хирурга?
Что?
Помните, как говорил Юрий Никулин в «Кавказской пленнице»: «Спирт?»
Спирт!
Вот то-то же и оно! Этот продукт – города берёт!
Анекдот в тему. Фурманов докладывает Чапаеву: «Василий Иванович, мы нашли цистерну со спиртом. Что будем делать? Ведь, если хлопцы найдут – то выпьют!»
Чапаев говорит: «А что на ней написано?»
- Химическая формула C2H5OH.
- Так сотрите надпись, они и не найдут.
Тёрли надпись, тёрли. Первые буквы стёрли, устали. Осталось только последнее OH.
Наутро выясняется, что цистерна пуста. Чапаев вызывает Петьку.
- Петька, вчера ничего не находили?
- Василий Иванович, мы цистерну со спиртом нашли!
- Да как же вы её нашли?
- А вот идём и видим - цистерна и написано «ОН».
Ребята говорят: «Неужто – он? Проверили, точно, он – спирт!»
Какой автомобиль был следующим?
Позже я переехал в Смоленск. Там я работал заведующим отделением глазных болезней. Так получилось, что продал один Москвич и купил другой «2140». Машина требовала ремонта. Сдал я её на СТО, прихожу через неделю, а мастера глаза опускают, ничего внятного сказать не могут.
Я говорю: «А где моя машина?».
Они отвечают: «Ты это… в ГАИ сходи… она там, наверно».
Спрашиваю: «А что случилось?»
Они говорят: «ГАИ почему-то забрали её…»
Еду в ГАИ, а мне говорят: «Вы почему свою машину кому попало даёте?». «Как это, кому попало, я её в СТО сдал» - говорю: «…вот квитанция… а что случилось?»
Выяснилось, что 22 сотрудника этого СТО каким-то образом влезли в мою машину. Понятно, что в не очень трезвом виде (в трезвом виде туда только 5 человек помещается) и стали кататься по городу. Потом, когда концентрация алкоголя в крови водителей (а в силу тесноты машиной сразу управляло несколько человек) достигла критических цифр, ребят заклинило, и они стали ездить по центральной площади уже не зигзагами, а кругами – аккурат вокруг памятника Ленина (смеётся). Нарезали они круги долго, пока их не остановило ГАИ.
Вот это да! В каком же состоянии Вы нашли машину?
Ремонт уже был завершен и сделан был хорошо. Когда я пришел рассчитываться на СТО, ребятам было так стыдно, что они предложили мне в качестве моральной компенсации принять ремонт бесплатно. Радости моей не было предела! (смеётся)
Анекдот в тему: Ехали человек 20 пьяных в «Запорожце» и наутро пытаются вспомнить, был ли с ними Коля. Одни говорят – был. Другие спорят – не был. Тогда Коля говорит: «Ага, а кто Вам всю дорогу на гармошке играл?»
Машины доктора Исманкулова
Какими машинами Вам ещё пришлось в жизни владеть и управлять?
В советское время владеть по очереди почти всеми «Москвичами», включая «2141», практически всеми моделями «Волги». Из них особо элегантной была «24-ая» - машина символ эпохи. Удачный был агрегат. А потом началась эра западного «секондхенда». Это были удивительные открытия: первый гидроусилитель руля; первое ABS, первые системы, меняющие клиренс машины; первый опыт езды с навигатором; первая камера заднего вида...
Я люблю технику, и мне всё это было безумно интересно. Это так здорово, когда техника расширяет твои возможности.
Я поэтому и клинику свою оснастил самым передовым оборудованием и по сей день постоянно докупаю медицинские новинки. Каждый новый аппарат раздвигает для нас границы наших возможностей. Это невероятно важно, когда ты можешь сделать счастливым другого человека. Удивительно, но факт: ещё вчера неизлечимые болезни, сегодня очень эффективно лечатся.
Пациенты, которые лечились у Вас, очень хвалят Ваших сотрудников за их доброжелательность и профессионализм.
Это удивительная команда. Дружная и умная. Они привыкли очень чётко соблюдать технологические диагностические и лечебные стандарты в работе. Их командное поведение проявляется и в быту. Например, все мои сотрудники договорились и стали покупать себе однотипные машины. На сегодняшний день они решили, что самая простая в плане ремонта и доступности запчастей – «VW Golf-3». Так у нас образовался свой «Гольф-клуб» (смеётся). На самом деле - это и практичность, и ремонтопригодность, и взаимозаменяемость. Согласитесь, что не каждый коллектив способен на такой дружный командный поступок.
Каким машинам Вы отдаёте предпочтение сами?
Десять лет назад я увлёкся сноубордом и лыжами. Для комфорта и поддержания привычного для меня стиля и образа жизни, мне нужна большая и выносливая машина. Мой выбор пал на топовую модель «Land Rover» - «Range Rover – supercharged».
Хорошая машина…
На самом деле я с умом использовал мировой финансовый кризис. Покупка машины этого класса в Америке оказалась невероятно выгодной. Спасибо фирме «Росприм» за поддержку выборе и чёткость в доставке автомобиля.
Часто ли Вы ездите за рулём?
В Бишкеке - мало. Но мне сейчас нужна мощная и быстрая машина, потому что приходится много оперировать в Казахстане. Быстрое передвижение и комфорт в пути предопределяет отсутствие усталости перед операционным днём. Я работоголик, могу за день человек 40 слепых сделать зрячими. Надо много успеть сделать добрых дел за свою жизнь.
Большое спасибо, профессор, что Вы согласились в канун «Дня медицинского работника» ответить на наши вопросы. Вы являетесь визитной карточкой нашего отечественного здравоохранения. Мы все гордимся Вами. Редакция газеты «АвтоГид» желает Вам здоровья и успехов!