Блог
Алмазбек Исманкулов: «Простое «спасибо» за счастье видеть - лучшая награда для меня»
Наша очередная встреча с ведущим офтальмологом Кыргызстана, руководителем клиники «Микрохирургия глаза», традиционно прошла в канун Дня медицинского работника
Ежегодно в преддверии праздника профессор Исманкулов обращается к коллегам с теплыми поздравлениями и спешит напомнить пациентам: каждый человек в белом халате за искусство врачевания достоин благодарности - хотя бы простого доброго слова или крепкого рукопожатия. Отечественная медицина, увы, переживает не лучшие времена, и сегодня ей самой нужна помощь.
- Алмазбек Осмоналиевич, а ведь мы лукавим. Был год, когда вы и словом не обмолвились на День медика...
- (улыбается) Действительно. Я постоянно выступаю на страницах газет, на радио, на ТВ, и однажды подумал: а не слишком ли назойлив профессор Исманкулов? Решил промолчать, и знаете что? В тот наш профессиональный праздник о нем никто не вспомнил. Только ОТРК показал маленький сюжет одним из последних в блоке новостей. Так нельзя! Общество не может обойтись без медицинской помощи, но почему-то не осознает это до конца.
В Европе машины съезжают в кювет, чтобы пропустить Скорую с мигалками, у нас - таранят и врезаются в реанимобили, избивают врачей на дорогах, в их же собственных кабинетах. Зарплаты у медиков - невысокие, условия труда - не ахти какие. Кто-то, отчаявшись, уходит из профессии и начинает торговать на Дордое. Кто-то уезжает в Россию, стремясь применить свои знания там, где они ценятся.
Мы довели нашу систему здравоохранения до такого состояния, что вообще непонятно - кто и как будет лечить наших детей и внуков. Государство выделяет на медицину ничтожно маленькую сумму - ни о содержании зданий медицинского профиля, ни об оснащении кабинетов современной аппаратурой говорить не приходится. Если что-то и поступает по линии благотворительных организаций, то зачастую остается стоять в запечатанных коробках.
- Не хватает знаний и опыта, чтобы применить на практике?
- Не только. Какой резон работать на такой аппаратуре? Брать деньги официально с больных врач не может. Повышение квалификации едва ли отразится на уровне его заработной платы. Вот и выживает каждый, как может. Доктора, к примеру, за дополнительную плату делают уколы на дому, выполняя работу медсестры. А куда деваться? Поэтому я всегда призываю: хотя бы в День медика возьмите цветы и коробку конфет, поздравьте своего доктора, которого порой можете побеспокоить и в три часа ночи. Ведь дело даже не в подарке, а во внимании, в ощущении значимости и важности. И государство, и персонально - каждый из нас - должны это внимание проявлять.
Сложно - это то, что можно сделать сейчас, на невозможное понадобится некоторое время.
- Ваша формула успеха известна давно: сумасшедшая работоспособность и постоянное развитие. С какими достижениями клиника «Микрохирургия глаза» и лично профессор Исманкулов подошли к очередному празднованию Дня медика?
- Госпиталь работает в прежнем режиме. Ежедневно принимаем не менее 300 пациентов, с 1995 года у нас пролечилось 120 тысяч человек из 54 стран мира. В день проводим до 80 операций. Это конвейер. Совершенствуемся, ездим за рубеж, приобретаем новые приборы и аппаратуру. Наши специалисты защищаются в Москве, в клинике Федорова. Мы тесно интегрированы в российскую офтальмологию. Именно в эту минуту, к примеру, в конференц-зале собрались все городские офтальмологи, чтобы послушать доклад нашего доктора, принявшего участие в крупнейшей международной конференции «Белые ночи» в Санкт-Петербурге.
Если рассуждать глубже и философски о том, какой след нужно оставить после себя, то 14 лет назад в соавторстве со Святославом Федоровым и Нонной Ярцевой мы выпустили учебник «Глазные болезни». Учебник был принят учебно-методическим управлением РФ, как основной, и позже повторно переиздавался.
Со временем у меня возникла другая идея: а что если перевести эту книгу на кыргызский язык? Ведь как иначе качественно и доступно передать знания студентам, приезжающим учиться из глубинки? Технически выпустить такой учебник не просто сложно - невозможно, терминов нет! Но с этим пора что-то делать, аккуратно вводить, изобретать новые слова, чтобы они вошли в язык органично и корректно. Это и сподвигло меня на то, чтобы сесть и все-таки сделать такую работу.
В этот момент в руках профессора Исманкулова появляется книга. Новый учебник в бордовом переплете тиражом в 1000 экземпляров. Еще «горячий» - только что с печатного станка.
- И сделали?! А термины?
- Что-то нашли в кыргызском языке, что-то заимствовали из латинского, английского и русского языков, частично подобрали на кыргызском. Учебник раздали бесплатно мединститутам и медучилищам. Теперь ждем реакции. Но любителей покритиковать предупреждаю сразу: чтобы не допустить разговоров о том, что перевод неточен или неверен, я издал книгу в редакции «Кыргыз энциклопедиясы», которая является частью Госкомитета по госязыку и где работают самые опытные переводчики. Около трех лет ушло на эту кропотливую работу, тщательно выверяли каждую фразу. Вы представить себе не можете, какой это титанический труд.
Я слышал от филологов, что через 300 лет кыргызский язык может просто исчезнуть - слишком мало людей на нем говорят. Теоретически это возможно. Если не развивать язык, он растворится. Поэтому им нужно заниматься, как это, например, делает академик Асанов, издавший книги по различным разделам физики и химии. Вы спросите меня, зачем мне это нужно? Потому что считаю себя настоящим патриотом. А потом, строение глаза не изменится еще 400 тысяч лет, и наши преемники должны знать все о глазных болезнях и о том, как их лечить.
- Алмазбек Осмоналиевич, а с какими заболеваниями стала чаще сталкиваться современная медицина?
- Наша структура заболеваемости в целом соизмерима с мировой. Особенность в том, что из-за теплого климата инфекционных заболеваний в Кыргызстане больше, чем вскандинавских странах. Встречаются врожденные патологии, к которым приводят близкородственные браки. Инфекции, не всегда поддающиеся стандартному лечению, подхватывают во время поездок - в последнее время люди стали больше путешествовать. И еще одно существенное отличие - на Западе работает очень четкая и развитая система диспансеризации. Пациенты знают, что первые симптомы игнорировать нельзя, и сразу бегут к врачу с жалобами.
У нас система выявляемости низкая. Государство не заботится о здоровье нации. Районные больницы настолько слабо оснащены аппаратурой, что доктор при всем желании не может выявить болезнь. Да и образованность самих пациентов оставляет желать лучшего, доверяют свое здоровье каким-то экстрасенсам, знахарям. Доводят состояние до критического и только потом обращаются в больницу. А заниматься профилактикой нужно как минимум раз в год, проверять свое здоровье, конечно, не абы у какого специалиста, который «найдет» кучу болячек и заодно прооперирует, а у доктора, внушающего доверие.
И, ради Бога, никакого самолечения! Если верите врачу, следуйте только его рекомендациям, а не слушайте советы соседа Васи, который лечился от болей в спине народной медициной. Сомневаетесь в квалифицированности медика - ищите другого специалиста. Даже самые страшные заболевания можно вылечить, если обратиться за помощью своевременно. Это самый короткий путь к выздоровлению.
- А об образованности и уровне подготовки врачей почему не говорите?
- Скрывать тут нечего, он крайне низкий. Безграмотность ужасная. Несколько лет назад к нам в ординатуру просился мальчик, окончивший вуз. Задали ему несколько вопросов - ничего не знает. Уверен, что у человека три круга кровообращения - малый, большой и еще «какой-то третий». А чему удивляться? Медицина перестала быть престижной специальностью, медицинское образование в обществе потеряло привлекательность. Какой школьник захочет сегодня быть врачом, если он видит, что доктор ходит пешком и в рваных брюках?
- Вас ценят за ваши золотые руки и глаз-алмаз, за тонкое чувство юмора и чуткость. Расскажите о ваших взаимоотношениях с пациентами.
- Недавно у нас была пациентка из Казахстана. В свои 102 года - очень активная бабуля. Живет отдельно от детей, тщательно следит за здоровьем. «Это ваши внуки?», - поинтересовался я, увидев ее в окружении молодежи. «Это? Нет. Внуки состарились уже. Ноги не таскают. Это правнуки!». Все смеялись. Человек позитивный, оптимистичный, с отличным юмором. Провели успешную операцию на катаракту, и в тот же день наша гостья собрала чемодан и уехала в Казахстан.
Иногда происходят забавные истории. Сразу после операции на глаза пациент меня спрашивает: «А можно сесть за руль?». После удаления катаракты острота зрения, конечно, позволяет управлять машиной, но, тем не менее, я рекомендую немного повременить с этим. «Так у меня машина здесь стоит!» - неожиданно заявляет больной. «Вот так новость! Как же вы приехали сюда?». «А я с женой езжу, она и подсказывает: «Толик, красный свет. Толик, осторожно, слева нас обгоняет машина». Вот такой навигатор. Ну, если к нам на автопилоте добираются, то доехать обратно со стопроцентным зрением, конечно, уже не проблема.
А некоторые встречи просто трогают до глубины души... Недавно зашел ко мне бывший пациент с большим кульком черешни с собственной дачи. «Только вчера, - рассказывает, - вас с дочкой вспоминали. Я и в футбол играю, и рыбачу, и за рулем сижу, и за компьютером работаю. Полноценная жизнь! А когда-то ведь был слепой, даже ходить не мог. Вот и зашел, хотел вас просто обнять». Приятно. Не зря мы все-таки когда-то придумали себе девиз: «Мы дарим счастье видеть». Точнее и не скажешь.
Цитаты из документального фильма Ассоль Молдокматовой «Исманкулов глазами России»:
Святослав Федоров, академик РАМН, основатель Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза»:
«…Именно такое мышление, помноженное на энергию, нужно МНТК. Нам нужные такие, как он. Спасибо за то, что ты не зря потратил здесь время».
Альбина Ивашина, академик РАЕН:
«Один из самых надежных учеников Федорова - это доктор Исманкулов. Еще при Святославе Николаевиче он все методы, разработанные в нашем институте, не просто осваивал, а сразу применял в своем центре. Поэтому центр Исманкулова - это микроклиника Федорова…».
Валентина Копаева, академик РАЛН:
«Алмазбек много труда вложил в этот учебник. Учебник - это важный этап в жизни любого ученого, потому что учебники, как правило, переживают своих авторов».
Интервью было опубликовано на сайте kp.kg 3 июля 2014