Профессор Исманкулов: в Кыргызстане перестали ценить мозги

Последний раз с доктором Алмазбеком Исманкуловым мы встречались год назад. И говорили тоже не только о медицине: сама обстановка в кабинете Алмазбека Осмоналиевича располагает к неторопливым беседам на общечеловеческие темы.

Дверь в кабинет стеклянная, за семью замками профессор не прячется, да и стол – не обычный «начальственный», T-образный, а современный, лёгкий офисный. И никакой приличествующей руководителю столь высокого ранга надменности… Человек работает. И много размышляет о том, что происходит с нынешней кыргызской медициной и с обществом в целом.

- Алмазбек Осмоналиевич, тогда, год назад, казалось, что кыргызская медицина, несмотря ни на что, идёт вперёд. На весь мир гремели, по крайней мере, две фамилии: Исманкулов и Назаралиев. Казалось – если в нашей стране есть настолько талантливые медики, то у Кыргызстана явно не всё потеряно, и он может по праву собой гордиться… А что сейчас? Клиника Женишбека Назаралиева закрылась, сам он теперь за границей. На мировой арене республику представляете только вы. Частная медицина в Кыргызстане не прижилась?

- Ну вот, и вы тоже делите медицину на государственную и частную.… А между тем это – как раз то, что я долгое время пытаюсь донести до человеческого (в основном чиновничьего) сознания: чтобы создать реальные условия для стимулирования развития нашей медицины, прежде всего, необходимо понять: деление медицинских учреждений по форме собственности должно полностью исчезнуть.

Подчёркивать, что «государственная и негосударственная медицина в Кыргызской Республике равноправны» - всё равно, что заявлять о том, что «чернокожие такие же люди, как другие». Для чего вообще упоминать слово «чернокожий», если декларируется, что он ничем не отличается от человека любого другого цвета кожи?

- А чем всё-таки частная медицина сегодня отличается от государственной? Кроме, разумеется, того, что частные медицинские учреждения являются платными…

- А государственные, хотите сказать, бесплатными? Очевидно, что платежи осуществляются в медучреждениях любой формы собственности. Другое дело, что платить пациент может как официально, так и неофициально. И в государственных клиниках отследить этот процесс практически невозможно. В частных же финансовые потоки абсолютно прозрачны.

Кроме того, раз уж мы говорим о финансовой стороне вопроса. Как обстоит дело с налогами? Частные клиники их платят, государственные – нет. У государственных клиник есть здания, у частных – нет. Государственные клиники не имеют проблем с аккредитацией зданий, помещений и медицинского оборудования. Частные же должны соответствовать всем стандартам и требованиям.

Как происходит оплата коммунальных услуг? Частные медучреждения их оплачивают напрямую, государственные же – за счёт бюджета. Вообще, доступ к бюджетным деньгам имеют только государственные клиники. В том числе и доступ к бюджетным деньгам через ФОМС: у частных учреждений его практически нет.

Государство создало большую структуру ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования. И это была здравая идея – создать институт единого заказчика медуслуг. Предполагалось, что исполнители (частные и государственные больницы, входящие в систему Минздрава) будут бороться за деньги ФОМСа… В итоге ФОМС подчинили Минздраву. Руководитель ФОМСа – заместитель министра здравоохранения. С экономической точки зрения – полный абсурд: заказчик услуг находится в прямом подчинении у исполнителя! Точнее, у одного из исполнителей, потому что остальным исполнителям в этой системе места нет.

Единственной частной клиникой, имеющей многолетний договор с ФОМСом, является наш госпиталь микрохирургии глаза. Интересно, что многие ведущие государственные клиники договора с ФОМСом не имеют. Это говорит о том, что эта структура (в том виде, в котором она существует) не имеет особого смысла. Деньги минимальны, а армия чиновников чудовищна по своим затратам. В итоге пользы нет ни больницам, ни пациентам, а добровольное страхование в стране убито мимоходом.

ФОМС надо полностью отделить от МинЗдрава и все бюджетные деньги Минздрава должны идти только через ФОМС.

- И приборы, медтехнику частным клиникам приходится приобретать за свой счёт…

- Это так. Однако мы покупаем то, чем активно пользуемся. А что касается государственных больниц – недавний анализ «Кыргызмедтехники» показал: 55 процентов новой аппаратуры (купленной на бюджетные средства) в госклиниках вообще не используется! Потому что мы все знаем что такое «тендеры» и что такое «откаты».

- А вообще – как относится государство к медикам-«частникам»? Конкурентов в них видит? Или не воспринимает всерьёз?

- Вам не кажется странным, что аттестация знаний медперсонала частных клиник осуществляется специалистами, работающими в государственных медучреждениях? Это же полный абсурд. Нельзя сталкивать людей лбами!

То же самое относится и к обучению и повышению квалификации. По действующему законодательству Кыргызской Республики образовательной деятельностью может заниматься любое учреждение, имеющее лицензию Министерства образования и науки. Тем не менее, государственные учебные учреждения Минздравом воспринимаются, как более предпочтительные.

Если представитель частной клиники обратится в Национальную аттестационную комиссию с ходатайством о получении  научного звания «доцент» или «профессор», от него в обязательном порядке потребуют письмо от Учёного совета КГМА или КРСУ. Все доводы о полной бессмысленности такого требования не будут восприняты. Реально поэтому доцентами и профессорами сегодня могут стать только медики-педагоги, работающие в КГМА или КРСУ…

На сегодняшний день единственный государственный орган, где ваши мозги оцениваются независимо от формы их собственности, - Государственный комитет интеллектуальной собственности.

- Что же, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы устранить все эти противоречия?

- Первое, с чего надо начинать - надо финансовое управление больницами передать экономически образованным людям. В каждой больнице должен появиться директор – первое лицо. Директору должен подчиняться главный врач, который будет заниматься только медицинскими вопросами. А далее -…

- А далее – конкретно по пунктам.

  • Во-первых, во всех больницах обязательно должна быть касса. В каждой кассе надо установить контрольно-кассовый аппарат – этого требуют действующие законы. Перечень платных услуг и стоимость каждой услуги должны быть вывешены на всеобщее обозрение. При этом стоимость одной и той же услуги в разных больницах может быть разной.
  • Во-вторых, бухгалтерии всех медицинских учреждений, независимо от форм собственности, должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции как субъекты хозяйственной деятельности.
  • В-третьих, коммунальные услуги должны оплачиваться за счёт средств, поступающих от оказания платных медицинских услуг. Это поставит директоров клиник в затруднительное положение и заставит реально оптимизировать использование всех неэффективно используемых помещений.
  • В-четвёртых, для клиник, имеющих здание, должна быть установлена арендная плата. Передачу в субаренду следует запретить категорически, иначе больницы ждёт судьба проектных институтов, где в каждом кабинете будут сидеть предприниматели с ксероксами и турфирмы с путёвками.
    Если клиника не выдерживает бремя арендных платежей, часть площадей должна быть выставлена на тендер для тех, кто хотел бы развить на этих площадях деятельность – исключительно медицинскую.
    Хозяином всех зданий должен стать Минздрав. Пустующие площади должны быть оплачены государству за счёт Министерства здравоохранения из бюджетных денег. Но за отсутствие поступлений Минздрав должен отвечать перед государством. Это заставит Минздрав искренне способствовать развитию частного бизнеса в здравоохранении.
    Клиникам, не имеющим собственного здания, государство должно дать возможность работать по нескольким схемам. Все схемы государственно-частного партнёрства – от договоров по предоставлению услуг до контрактов по управлению, от лизинга до концессий – прекрасно изучены и работают во всём мире. При желании можно зайти в Интернет и посмотреть все эти схемы.
  • В-пятых, покупка медицинской аппаратуры за счёт бюджета должна быть полностью прекращена. На грантовые деньги надо покупать простую аппаратуру для сельских фельдшерско-акушерских пунктов.
  • В-шестых, аккредитация зданий и помещений должна осуществляться специалистами Санэпидслужбы для ВСЕХ по единым стандартам и требованиям. А аккредитацию медоборудования должен проводить Кыргызгосстандарт совместно со специалистами ДЛОиМТ МЗ КР. Это позволит на сто процентов искоренить контрабанду медаппаратуры. Список медицинских аппаратов с подробным описанием модели и фирмы-изготовителя должен быть обязательно вывешен в помещении медучреждения на всеобщее обозрение. Все приборы и аппараты должны проходить через границу Кыргызстана по единым правилам. Никаких льгот для грантовой аппаратуры быть не должно.
  • В-седьмых, аттестация знаний специалистов должна осуществляться абсолютно независимой группой людей, не практикующих ни в частных, ни в государственных клиниках. Эти люди должны получать от государства хорошую заработную плату за свою независимость и непредвзятость.
  • В-восьмых, как должно проводиться лицензирование? Лицензия должна выдаваться автоматически при наличии положительного решения Санэпидслужбы о состоянии здания, положительного решения Кыргызгосстандарта и ДЛОиМТ МЗ КР о наличии и состоянии медаппаратуры, и если есть сертификат о проведённом повышении квалификации, выданный ЛЮБЫМ учреждением, имеющим лицензию Министерства образования на ведение образовательной деятельности.

Вот основной перечень того, что необходимо сделать для стимулирования развития кыргызской медицины. И – руководство к действию для чиновников Минздрава и «Белого дома».

Комментарии (0)

Нет комментариев

Оставьте свой комментарий

  1. Вы комментируете как гость
0 Characters
Вложения (0 / 3)
Share Your Location