Блог
Власти меняются, а болезни медицины остаются. Мнение офтальмолога Исманкулова
3 июля в нашей стране празднуют День медицинского работника КР.
В канун праздника газета "Общественный рейтинг" взяла интервью у одного из наиболее уважаемых и успешных практиков нашего здравоохранения, академика Российской академии медико-технических наук (РАМТН), доктора медицинских наук, профессора А.О. Исманкулова, о проблемах системы охраны здоровья населения.
- Алмазбек Осмоналиевич, Вы, пожалуй, самый системный и стойкий борец за реформы в системе здравоохранения Кыргызстана.
Каждый человек должен в силу своих возможностей прилагать усилия к эволюционным изменениям к лучшему всего, что его окружает.
- В своё время Вы натерпелись от властей за свою смелость?
Знаете, здесь палка о двух концах. Промолчишь потом будет мучать совесть, что не нашел в себе силы и смелости противостоять глупости чиновников. А что касается трения с властями, так власти меняются, а мы остаёмся… (смеётся)
- Ваши многочисленные публикации, в том числе и в нашей газете, тем не менее, возымели действие…
Частично, да. Например, государство, наконец, осознало, что Фонд обязательного медицинского страхования должен быть отделён от Министерства здравоохранения. Следующим шагом должно явиться полное стирание границ между государственными и частными клиниками по их экономической сути. Для этого все бюджетные деньги должны пойти через ФОМС. Раз уж мы создали такую структуру и затратили на неё колоссальное количество денег, то она должна эффективно работать. Все клиники независимо от формы их собственности должны бороться за бюджетные деньги. Это создаст здоровую конкуренцию в предоставлении пациентам медицинских услуг. Для системного повышения качества медицины надо формировать в стране цивилизованный рынок медицинских услуг.
- Вы много ездили по миру, изучали опыт организации здравоохранения в разных странах, учились организации здравоохранения в Гарвардском университете, что бы Вы предложили в первую очередь сделать в КР.
Одним из самых мощных медицинских центров в США является Хьюстонский медицинский центр. Много лет назад руководство города приняло решение строить больницы без стационаров. Так и вышло, слева от дороги стоят государственные лечебные корпуса, а справа частные инвесторы построили гостиницы-стационары. Я считаю, что этот опыт очень хорошо прижился бы у нас. На самом деле, ведь наша интеллигенция в своей массе только этим видом бизнеса и занимается. Покупает квартиры и стаёт их в аренду.
Это самая простая схема - BOO (Build Own Operate) - Построить - Владеть – Использовать. В наших условиях она наиболее жизнеспособна.
Участки земли рядом с крупными медицинскими центрами можно было бы продавать частникам и по более выгодной для государства схеме:
«Строительство – эксплуатация – передача» (BOT – Build-Operate-Transfer):
Частный партнер проектирует, финансирует и строит новое сооружение на основе долгосрочного концессионного соглашения и эксплуатирует его в период действия этого соглашения. По истечении срока действия соглашения право собственности возвращается государственному сектору.
- А что делать с ветшающими зданиями наших больниц? Ведь многие из них откровенно не соответствуют санитарным требованиям, а у государства нет денег даже на косметический ремонт.
В мире существуют разные модели партнёрства государства с частными инвесторами – от договоров по предоставлению услуг до контрактов по управлению, от лизинга до концессий:
«Приобретение – строительство – эксплуатация» (BBO – Buy-Build-Operate):
Передача государственного имущества частному партнеру на условиях контракта, согласно которому имущество должно быть модернизировано и эксплуатироваться определенный период времени и только с медицинскими целями.
«Реабилитация – эксплуатация - передача» (ROT – Rehabilitate-Operate-Transfer):
Частный партнер реабилитирует состояние объекта своими ресурсами, эксплуатирует в течение определенного в соглашении срока, и передает государству. Право собственности и контроль над объектом остается за государством на протяжении реализации всего проекта.
«Строительство - лизинг - эксплуатация - передача» (BLOT – Build-Lease-Operate-Transfer):
Частный партнер получает в лизинг существующий объект государственной собственности. Инвестирует собственный капитал на дополнительное строительство или модернизацию. Эксплуатирует и по окончанию проекта передает согласно контракту с государством.
«Проектирование – строительство» (DB – Design - Build):
Частный партнер проектирует и строит объекты инфраструктуры на основе строительного контракта немедленной эксплуатации для удовлетворения запросов государственного сектора на услуги, часто оказываемые по фиксированной стоимости.
Есть много схем, хорошо изученных на практике и прекрасно работающих во многих развитых странах. Например:
BOOT (Build Own Operate Transfer) - Построить - Владеть, Использовать - Отдать
BLT (Build Lease Transfer) - Построить - Лизинг - Отдать (т.е. частники строят, отдают государству в лизинг)
DBFO (Design Build Finance Operate) - Спроектировать - Построить - Профинансировать - Использовать, (похож на BOOT, только в конце инвесторы построенное здание государству не отдают)
DCMF (Design Construct Manage Finance) - Спроектировать, Построить, Управлять, Финансировать. (государство платит за использование рабочего объекта).
Многообразие форм сотрудничества зависит от финансовой привлекательности объекта. Понятно, что вряд ли удастся уговорить частного инвестора построить больницу в Баткенской области и потом передать её государству. А вот построить спальный корпус рядом с онкологической или детской больницей со сроком эксплуатации на 15 лет и отдать его государству – частному инвестору очень выгодно. Потому, что эта гостиница никогда не будет пустовать и принесёт за 15 лет гарантированную сверхприбыль.
- Вы подробно остановились на вопросе здания, а что с медицинским оборудованием?
Для совместной модернизации больниц в скандинавских странах хорошо зарекомендовала себя экономическая схема - «Участие в финансировании» (Finance Only):
Частный партнер финансирует проект напрямую или посредством различных механизмов: таких, как долгосрочная аренда или выпуск долговых ценных бумаг и контролирует финансовые потоки, следя за получением прибыли.
- Может ли государство обойтись только помощью грантовых средств, которые ежегодно поступают в республику сонями миллионов.
Дело не только в деньгах. Важен еще и контроль использования аппаратуры, правильная инсталляция, корректная эксплуатация, грамотный технический сервис и, самое главное, заинтересованность медиков в использовании новой аппаратуры. Например, недавняя проверка «КыргызМедтехники» показала, что только 45% новой аппаратуры используется. Остальная остаётся годами не распакованной…
- С чем Вы это связываете?
Ну, во-первых, мы все знаем, что такое «тендер», и что такое «откат»… Во-вторых, медики совершенно не заинтересованы в изучении новых технологий, потому что нет механизма возврата денег, нет цивилизованного рынка медицинских услуг.
- Так кто же фактически в КР является хозяином зданий больниц?
Как такового хозяина нет. Часть зданий принадлежит формально Фонду государственного имущества КР, но многие здания находятся на балансе Мэрии городов, где расположены больницы. А на самом деле реально владеют ими главврачи. Как сказал Джордж Сорос: «Богатство заключается не в праве владения, а в праве использования».