Книга "Глазные болезни"
Исманкулов "Глазные болезни". Глава 22. Медико-социальная экспертиза
Глава 22
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях отечественной концепции инвалидности и общих позициях МСЭ.
Орган зрения является одной из важнейших анализаторных систем человека, функционирование которой обеспечивает 90% информации о внешнем мире. Главной характеристикой отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций. Среди которых основные – острота и поле зрения. Зрительные функции проверяются при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных объектов, а оценивается при медико-социальной экспертизе по состоянию функций лучше видящего глаза или единственного в условиях переносимой (оптимальной ) коррекции (очковой или контактной).
По остроте и полю зрения устанавливают три группы инвалидности.
I группа – 4 степень нарушения зрительных функций
А) слепота (зрение равно 0) на оба глаза
Б) острота зрения с коррекцией лучше видящего глаза не выше 0,04
В) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10— градусов от точки фиксации независимо от состояния остроты центрального зрения.
II группа – 3 степень нарушения зрительных функций
А) острота зрения лучщего глаза от 0,05 до 0,1
Б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20 градусов от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.
III группа – 2 степень нарушения зрительных функций
А) отсутствие одного глаза или снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3
Б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40 градусов, но более 20 градусов.
Существует перечень трудовых рекомендаций при основных формах заболевания органа зрения:
- Высокая близорукость является противопоказанием к тяжелому физическому труду, к работе с сотрясением тела и наклонным положением головы, к зрительной напряженной работе.
- При заболеваниях зрительного нерва и сетчатки противопоказана работа, связанная с опасностью интоксикации ртутью, мышьяком, анилином, метиловым спиртом, никотином и др.
- При глаукоме противопоказана работа в ночное время со значительным психическим и физическим напряжением, работа с длительным наклоном головы.
- При практической слепоте одного глаза или его отсутствии противопоказаны все виды работ, связанные с опасностью повреждения глаза, работа на большой высоте, а также на транспорте.
- При начальном помутнении хрусталика противопоказана работа в условиях разных видов излучения (инфракрасного, ультрафиолетового, гамма-лучи), а также в условиях воздействия токсических веществ, таких как тринитроталуол, нафталин.
- При нарушениях периферического зрения нельзя работать водителем любого вида транспортного средства, на большой высоте (крановщик, монтажник, пожарный, каскадер и др.
- Водителям транспортных средств, художникам, литографам, оптикам –шлифовальщикам стекла, врачам некоторых специальностей, скорнякам, в красильной промышленности, химикам, занимающимся калориметрическими реакциями, нельзя работать, если нарушено цветоощущение.
- При снижении центрального зрения разной степени не могут работать водителем транспортных средств, при параличе конвергенции не могут выполнять свою работу, связанную с постоянным напряжением зрения в течение всего дня, слесарь-лекальщик, слесарь-инструментальщик, часовщик, литограф, корректор, бухгалтер, счетовод проборщица ткацкого цеха и др.
- Не допускаются для поступления на стоматологический факультет медицинского института лица с остротой зрения с переносимой коррекцией ниже 0,5 на лучший глаз и ниже 0,3 на худший, а также с отсутствием бинокулярного зрения, расстройством цветоощущения.
Помимо определения инвалидности важной задачей МСЭ является формирование индивидуальной программы реабилитации больных. В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социальных, педагогических и профессионально- трудовых мероприятий. Профессиональное производственное обучение с трудоустройством слепых обеспечивается органами социального обеспечения и местными отделениями Российского общества слепых. В стране имеются специальные общеобразовательные, профессионально-технические, музыкальные училища, школы массажистов для слепых и слабовидящих. В школах – интернатах для слепых обучаются дети с остротой зрения ниже 0,05 на оба глаза с переносимой коррекцией на лучшем глазу. Имеются специальные пишущие машинки для слепых, книги с системой Брайля. После окончания школы им дано право поступить в возможные для них высшие учебные заведения. Для слепых созданы специально учебно-производственные комбинаты, на которых они выполняют различную, часто сложную работу, но при условии строгого соблюдения техники безопасности.
Вопросы:
- Какие основные клинико-функциональные характеристики органа зрения следует учитывать при медико-социальной экспертизе?
- При каких показателях остроты зрения и поля зрения устанавливают группы инвалидности I, II, III?
- Назовите недопустимые изменения некоторых функций для поступления на стоматологический факультет медицинского института.
- Назовите перечень трудовых рекомендаций при основных формах заболеваний органа зрения.