Блог
Профессор Исманкулов: Наша клиника – сбывшаяся мечта кыргызских медиков
Накануне чьего-то профессионального праздника принято поздравлять всех знакомых и незнакомых представителей этой профессии. Радоваться вместе с ними их успехам и желать дальнейшего процветания.
А врачи, медсёстры, санитары и все, кто имеет отношение к медицине - люди особенные. Нет ничего благороднее и гуманнее, чем ежедневное, ежечасное спасение человеческих жизней и сохранение нашего с вами здоровья. Поэтому и поздравить медицинских работников всегда хочется как-то по-особому, с теплотой, искренней благодарностью и восхищением…
И каждый год, увы, ловишь себя на мысли: а есть ли у нас, в Кыргызстане, кого и с чем поздравлять? Есть ли у нас врачи и клиники, успехам и достижениям которых действительно можно порадоваться? Есть ли настоящие мастера своего дела, которым без оглядки можно доверить жизнь и здоровье?
Кыргызские медики, к сожалению, переживают далеко не лучшие свои времена. Самим врачам, наверное, профессиональным глазом виднее, жив ли ещё этот пациент по имени медицина, и что нужно сделать для его возвращения к жизни. А мы пока идём поздравлять… Того, чью фамилию сразу вспоминают и медицинские работники, и чиновники от медицины, и простые граждане, - как только речь заходит о специалистах высочайшего класса.
Любого другого профессора с мировым именем наверняка раздражал бы некий «творческий беспорядок» в его офисе. Тут, мол, работать надо, больных лечить, да и вообще – клиника такого уровня должна быть похожа на музей, без всех этих безобразий с бесконечными перестановками и ремонтами!
Алмазбека Осмоналиевича Исманкулова это не раздражает. Рабочий момент. Такой же, как каждодневные сложнейшие операции. Госпиталь микрохирургии глаза растёт и развивается, внедряются новейшие технологии, закупается и устанавливается суперсовременное оборудование.
Иначе нельзя, считает профессор. Постоянное движение вперёд – залог успешной работы клиники и его личного успеха.
- Вот посмотрите, - Алмазбек Исманкулов показывает на стопку журналов по мировой офтальмологии у себя на столе. Журналы новые, только что полученные, в целлофановой упаковке. На обложке дата: июнь 2012 г. Проникаюсь к профессору уважением: ясно, здесь держат руку, так сказать, на пульсе. Выписывают журналы, рекламирующие последние достижения всемирной офтальмологии, чтобы потом по возможности ввести хотя бы часть из них в Кыргызстане…
Однако профессор, оказывается, имел в виду совершенно другое. На мгновение из врача он превращается в фокусника – а может, и настоящего доброго волшебника:
- Сейчас я на ваших глазах распакую один из журналов, - Исманкулов аккуратно разрезает упаковку, - и открою его на первой попавшейся странице. Вот на этой, например.
На странице описывается какое-то сложнейшее медицинское устройство, какой-то прибор, только-только изобретённый на западе, и рекомендуемый к применению мировыми специалистами в области лечения глазных болезней.
- А теперь пойдёмте сюда, - я следую за Алмазбеком Осмоналиевичем в кабинет, где профессор щёлкает выключателем… Вот он, этот самый аппарат. За рубежом его пока только рекомендуют, а в клинике Исманкулова уже вовсю используют!
- Иногда интересно бывает читать интервью с кем-нибудь из врачей, - говорит профессор. – Доктор с гордостью рассказывает, как в их больницу приезжали коллеги из дальнего зарубежья и удивлялись: условия для работы – минимальные, оборудование устарело, персонала не хватает, но ведь работают! Лечат, операции проводят!
А я, например, горжусь тем, что зарубежные коллеги, приезжая ко мне в клинику, НЕ УДИВЛЯЮТСЯ. Мы с ними – действительно в полном смысле коллеги, которым есть о чём поговорить и что перенять друг у друга. Мы на одном языке говорим.
На одном языке в исманкуловской клинике разговаривают не только с именитыми западными коллегами, но и с пациентами. Сотрудников, говорит Алмазбек Осмоналиевич, он подбирал по единственному критерию – чтобы специалист был хороший. На все прочие, сопутствующие факторы вроде национальности никогда внимания не обращал. И всё же как-то само собой получилось, что люди, работающие здесь, настолько разноязыки, что в клинике без труда смогут объясниться с пациентом, даже приехавшим, допустим, из таджикской глубинки.
- К вам по-прежнему приезжают лечиться иностранцы? – спрашиваю профессора.
- Приезжают. И лечатся.
- Но почему именно к вам? С нами, кыргызстанцами, всё понятно. Я не знаю никого, кто, имея проблемы со зрением, хотел бы лечиться где-нибудь ещё, кроме госпиталя микрохирургии глаза профессора Исманкулова. А почему сюда едут те же россияне, у которых наверняка есть более широкая возможность выбора?
На этот вопрос доктор ответить не успевает. В кабинет заходит солидного вида мужчина и протягивает Алмазбеку Осмоналиевичу свою визитку. Я, дескать, ваш коллега из Казахстана, маму привёз подлечить.
Профессор Исманкулов в визитку не заглядывает. Обсуждает с посетителем план и сроки лечения… Потом оказывается: приехал алматинский стоматолог, тоже профессор, заведующий двумя кафедрами…
- Почему именно сюда?
- Подумал, почитал, посоветовался. Решил, что к вам – лучше всего. И клиника хорошая, и врачи грамотные, и оборудование – дай бог каждой больнице. Да и встретили здесь очень душевно. Сразу видно, по-настоящему о здоровье человека заботятся.
Вот вам и ответ.
Интервью у нас с профессором получилось не совсем обычное. Не традиционное: вопрос-ответ, а, скорее, беседа на самые разные темы. И напрямую связанные с медициной, и вроде бы совсем её не касающиеся. Алмазбек Исманкулов в первую очередь – человек думающий.
Мы снова и снова говорим о настоящем народном бедствии в виде массового закрытия больниц и оттока за границу истинных специалистов, которых и так-то, чего греха таить, в Кыргызстане немного.
- Жаль, что уехал Назаралиев, - признаётся Алмазбек Осмоналиевич. – Умный, по-настоящему профессиональный, харизматичный, пытавшийся себя даже на политическом поприще пробовать. К нему ведь тоже пациенты со всего мира приезжали. Не смог здесь работать, сломался, уехал… Искренне жаль.
- А нам что даёт возможность оставаться на плаву? – отвечает сам себе Исманкулов. – Несомненно, огромное желание работать и видеть результаты своего труда. Когда я оперирую девяностолетнего дедушку, который вообще ничего не видел, - а после операции читает название сока у меня в руке… Вот это и есть настоящее счастье. Но одного желания работать, конечно, мало. Оно ведь есть и у других врачей, только нет возможности его реализовать.
Попробуй быть хорошим медиком, не получив по-настоящему качественного образования. Попробуй оказывать медицинские услуги, используя допотопное оборудование, не владея иностранными языками и не имея средств, чтобы ездить за границу стажироваться и отслеживать все медицинские новшества. Попытайся, наконец, больше думать о больном, чем о себе, когда у тебя крошечная зарплата и масса неразрешимых проблем материального характера. Мы в этом смысле – сбывшаяся мечта отечественной медицины. И у нас всё получается.
В клинике Исманкулова я последний раз была год назад. Тогда доктор тоже провёл меня по кабинетам и показал те самые «достижения», с которыми принято в эти дни поздравлять медиков. Впечатления, помню, были сильнейшие…
А теперь здесь – новые последствия «творческого беспорядка». Которые кажутся и вовсе фантастическими. Сидит, к примеру, в кресле мальчик и смотрит по телевизору мультик. И даже не подозревает, что специальный прибор сканирует в это время его мозговую и зрительную деятельность… И ведь это – далеко не предел. Потому что нет предела совершенству, и доктор Исманкулов, как никто другой, это понимает.
Статья к Дню медицинского работника газете Дело №